Реформе быть

Законопроект о государственном и муниципальном контроле и надзоре, который более 2 лет разрабатывался в формате Открытого правительства с привлечением экспертного и предпринимательского сообщества, будет внесен в Госдуму до середины ноября.

В четверг, 19 октября в Госдуме состоялись парламентские слушания по законопроекту. В них приняли участие около 250 человек — депутаты, представители деловых объединений, органов исполнительной власти, эксперты и журналисты, говорится в сообщении Открытого правительства. Участники обсуждения сошлись во мнении, что документ учитывает многие замечания и предложения бизнеса. Оставшиеся замечания будут учтены при работе над документом на площадке Госдумы и его подготовке к следующему чтению.

Как отметил куратор реформы госконтроля, министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, «в правительство поступило положительное заключение Главного правового управления на проект закона. Это означает, что мы постараемся через неделю, 7 ноября, вынести его на комиссию по законопроектной деятельности и, соответственно, 10-11 ноября обсудить проект закона на заседании правительства, с тем чтобы потом продолжить работу с Государственной Думой. Срок внесения в Госдуму, который мы себе отводим, — до середины ноября».

В чем суть

В законопроекте определяются органы государственного и муниципального контроля и надзора и устанавливается перечень основных понятий, а также перечень видов госконтроля. Надзорные органы обязаны будут принимать положения о каждом виде контроля и надзора и утверждать перечни обязательных требований, в противном случае проводить какие-либо проверки будет невозможно. Также законопроект вводит в обязательную практику проверочные листы — списки контрольных вопросов, которыми должны будут руководствоваться инспекторы при проведении проверок. С помощью публичных чек-листов предприниматели смогут самостоятельно проверить, насколько у них соблюдены все требования безопасности.

Кроме этого, законопроект вводит общие подходы к оценке результативности и эффективности государственного и муниципального контроля и устанавливает требования к информационным ресурсам в сфере госконтроля. Работа инспекторов будет оцениваться не по числу проведенных проверок и выписанных штрафов, а по динамике снижения смертности, травматизма и экономического ущерба.

В надзорных ведомствах будут внедрены системы управления рисками. Основным инструментом снижения избыточного давления на добросовестный бизнес будет переориентация контроля на объекты повышенного риска и на граждан и организации, систематически допускающих грубые нарушения законодательства. Предприятия, отнесенные к низкой категории риска и добросовестно соблюдающие законодательство, будут освобождены от плановых проверок.

Власть идет на уступки

В сообщении Открытого правительства уточняется, что «большинство замечаний, высказанных в ходе «нулевого чтения» законопроекта, очень важны если не для тела законопроекта и принятия закона, то для правоприменения и реализации приоритетной программы по реформе госконтроля». Все предложения и презентации будут обобщены и направлены в правительство, чтобы они были проработаны до рассмотрения документа на комиссии по законопроектной деятельности.

Глава комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев подчеркнул, что от того, каким будет принят законопроект, зависит состояние бизнеса и предпринимательской активности. «Это сигнал обществу о том, что власть готова сократить свое вмешательство в дела бизнеса. До разработки этого закона не было специального закона, регламентирующего контрольно-надзорную деятельность в России, — такая ситуация в корне неверна», - сказал он.

Жигарев отметил, что в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности уже внесено много прогрессивных законодательных изменений: заработал единый реестр проверок, до конца 2018 года действует мораторий на проверки субъектов малого бизнеса, запущен процесс электронного взаимодействия органов власти, установлены правовые основания и продолжает внедряться риск-ориентированный подход при проведении плановых проверок.

«Мы предлагаем зафиксировать матрицу форм мероприятий по контролю, которые позволят решать широкий круг задач с использованием современных технологий. Там также подробно описываются гарантии прав поднадзорных субъектов. Законопроект не только устраняет пробелы в действующем регулировании, но и задает вектор развития системы контроля и надзора на будущее», - сказал глава Минэкономразвития Максим Орешкин. – «Этот законопроект готовился долго, было множество обсуждений, сломано немало копий. Были получены сотни замечаний и предложений. Документ несколько раз переделывался. Он разработан всеми нами совместно. Нам удалось найти компромиссное решение по многим вопросам, работу над законопроектом необходимо продолжать».

Михаил Абызов, в свою очередь, раскритиковал подход Счетной палаты, при котором низкие объемы штрафов, собранные надзорными ведомствами в регионах, расцениваются как ущерб бюджету. «Этот подход противоречит главному принципу реформы госнадзора — уходу от «палочной» и репрессивной системы и переходу к профилактике. Штраф должен стать негативным событием для надзорного органа, главное — снижение рисков для жизни и здоровья», - добавил Орешкин.

Мнение общественности

По мнению проректора национального исследовательского института Высшей школы экономики Андрея Жилина, реформу нужно зафиксировать законодательно, чтобы она была неизбежна. Найдена золотая середина между мнением бизнеса и органов власти.

В то же время в качестве недостатка документа он отметил выпадение из сферы его влияния целого ряда видов контроля, в том числе налогового, таможенного и валютного. Кроме того, в законопроекте осталась норма о том, что бизнес должен оплачивать экспертизы, которые назначены при осуществлении госконтроля. Законопроект также допускает осмотр территорий и помещений.

По словам президента «Опоры России» Александра Калинина, закон имеет чрезвычайную важность для всего предпринимательского сообщества страны. Была проведена огромная работа на площадке Открытого правительства, Министерства экономики. Но, вместе с тем, есть ряд концептуальных вещей, по которым нужно прийти к компромиссу именно на площадке Государственной Думы.

В связи с планируемой отменой ФЗ-294 о защите прав предпринимателей при осуществлении контрольно-надзорной деятельности он призвал перенести из него все концептуальные нормы в новый закон. По словам Михаила Абызова, сейчас прорабатывается предложение распространить на крупный бизнес норму, согласно которой при выявлении первичного административного нарушения выносится только предупреждение. Сейчас она действует лишь в отношении предприятий малого бизнеса.

«Именно площадка Госдумы позволит максимально уравновесить интересы всех заинтересованных сторон», - считает вице-президент «Деловой России» Анастасия Алехнович. Она отметила, что много компромиссов было достигнуто при обсуждении законопроекта на уровне исполнительной власти.

В законопроекте, по словам Алехнович, не определен четкий правовой механизм ликвидации обязательных требований. Это основная проблема, с которой сталкиваются поднадзорные субъекты.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов считает, что законопроект нужно принимать как можно быстрее. Без него нельзя будет принять новый КоАП.

Проверка жалоб и саморегулирование

Министр по вопросам Открытого правительства отметил необходимость наведения порядка с внеплановыми проверками, которые проводятся по жалобам.

«Сегодня основанием для проведения внеплановых проверок являются жалобы. Уже не анонимные, но зачастую они используются для сведения экономических счетов и недобросовестной конкуренции. Нам необходимо риск-ориентированный подход, применяемый при плановых проверках, распространить на внеплановые. То есть надзорный орган при первой жалобе не будет выскакивать на внеплановую проверку, если этот объект не относится к высокой категории риска, а жалоба не связана с возможностью нанесения существенного ущерба», — сказал Михаил Абызов.

В таких случаях, по его словам, должны использоваться другие способы реагирования на жалобы: дистанционное предупреждение и последующая самостоятельная диагностика и устранение нарушений предпринимателем. 90% таких нарушений могут быть устранены до прихода инспектора, отметил министр. Он напомнил, что на 450 плановых проверок сейчас приходится 950 внеплановых.

Абызов также сказал о необходимости саморегулирования и повышения внутрицеховой культуры в бизнесе. Добросовестный бизнес, по его словам, сегодня жалуется, что выполняет требования государства, а недобросовестный бизнес тем временем использует нюансы законодательства, чтобы выпускать некачественную продукцию, сокращать затраты и недобросовестно конкурировать.