В Ростехнадзоре нет данных, указывающих на экспертизу промбезопасности как на причину аварийности в промышленности

В Федеральной службе по экологическому технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) «не предусмотрен законодательством и соответственно не осуществляется» анализ фактов некачественных экспертиз промышленной безопасности, ставших причинами аварий и гибели людей. Также в ведомстве отказываются предоставлять информацию о количестве ложных экспертиз.

«Специальный учет количества аварий по причине проведения экспертизы промышленной безопасности в отношении опасного производственного объекта, на котором произошли авария или несчастный случай со смертельным исходом […] не предусмотрен законодательством и соответственно не осуществляется.», - говорится в ответе на запрос RISKNEWS. Однако ведомтсвом накануне сообщалось, что одной из причин экологической катастрофы в Норильске из-за разлива 20 тыс. тонн соляры из резервуара ТЭЦ-3, была именно некачественная экспертиза промышленной безопасности.

При этом в Ростехнадзоре RISKNEWS сообщили, что c начала государственной аттестации экспертов в области промышленной безопасности – с октября 2015 года – федеральная служба исключила из реестра шесть человек. Причиной как раз являлась дача заведомо ложной экспертизы либо экспертиза, повлекшая аварию или гибель людей. 

«Согласно данным, содержащимся в реестре аттестованных экспертов в области промышленной безопасности, с 2015 года по настоящее время аттестованы 4 326 человек (лицам, успешно прошедшим аттестацию, выдано 8 641 удостоверений)», - рассказали в ведомстве.

В Ростехнадзоре не ответили по существу на вопросы, связанные с количеством выявленных ложных экспертиз промышленной безопасности, взаимодействию с правоохранительными органами по привлечению экспертов к ответственности за ложную экспертизу промышленной безопасности, а также мерам административного реагирования в отношении опасных производственных объектов, на которых была проведена некачественная экспертиза.

При этом там сообщили о количестве заключений экспертиз промышленной безопасности, ежегодно регистрируемых ведомством. В 2015 году было зарегистрировано 373 503 заключений, в 2016 – 334 302, в 2017 – 387 004, в 2018 – 404 719, в 2019 – 443 200.

В службе также раскрыли статистку по количеству аварий на поднадзорных объектах с 2015 года. В 2015 году – 237 (из них 174 – на опасных производственных объектах, ОПО), в 2016 – 222 (152 на ОПО), в 2017 – 221 (158 на ОПО), в 2018 – 175 (133 на ОПО), в 2019 – 149 (122 на ОПО), за 9 месяцев 2020 года – 87 (72 на ОПО). Таким образом, с начала государственной аттестации экспертов в области промышленной безопасности, аварийность на ОПО снижалась.
RISKNEWS сообщал, что Ростехнадзором подготовил поправки в действующую редакцию закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», фактически отменяющие с 1 июля 2021 года институт экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений, а также технических устройств, эксплуатируемых на опасном производственном объекте. Вместо этого вводятся новые виды деятельности: обследование технического состояния зданий и сооружений на опасном производственном объекте и техническое диагностирование технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах. По сути, эти процедуры будут применяться в тех же случаях, в каких ранее проводилась экспертиза промышленной безопасности. Основное отличие – вместо государственной аттестации экспертов в области промышленной безопасности будет введена процедура оценка квалификации специалиста в соответствии с профессиональным стандартом, которым занимается ТПП России. 

Также исчезает требование, которое ранее было к экспертизе – независимость экспертной организации от предприятия, где эта экспертиза проводится.

В законопроекте напрямую указывается, что решение о продлении срока службы устройства или здания принимает первое лицо организации. Таким образом, ответственность за продление срока безопасной эксплуатации документом пытаются закрепить за руководителем. Ранее это положение отсутствовало, хотя решение об эксплуатации того или иного объекта после проведения экспертизы промышленной безопасности в любом случае принимал директор предприятия. 

Отсутствуют в законопроекте и те санкции, под которые в случае аварии попадет первое лицо эксплуатирующей организации. Напомним, что в настоящее время Уголовным кодексом предусмотрена ответственность эксперта в области промышленной безопасности – статья 217.2. «Заведомо ложное заключение экспертизы промышленной безопасности». Так, ложная экспертиза в зависимости от тяжести последствий наказывается лишением свободы на срок до семи лет. 

При этом в переходных положениях законопроекта указывается, что эксперты в области промышленной безопасности, аттестованные до дня вступления в силу закона, вправе проводить работы по техническому диагностированию и обследованию технического состояния до окончания действия документов об аттестации.

Ранее предполагалось, что все эти изменения будут внедрены с утверждением нового закона «О промышленной безопасности», принятие которого затягивается.

RISKNEWS сообщал, что Председатель Общероссийского профессионального союза работников промышленной и экологической безопасности (Профсоюз ЭПБ) Андрей Циркунов обращался в Генеральную прокуратуру с просьбой принять меры в отношении Ростехнадзора, руководитель которого, Алексей Алёшин, заявил о до 70% ложных заключениях экспертиз промбезопасности в стране. По мнению Андрея Циркунова, этот необоснованный тезис используется главой ведомства с целью отмены действующей системы экспертизы.

«По действующим нормативным актам, при выявлении ложной экспертизы объекты, в отношении которых она осуществлялась, приостанавливают свою деятельность. Из открытых источников о таких фактах Профсоюзу ЭПБ известно не было», — говорилось в письме Андрея Циркунова.

Помощник руководителя Ростехнадзора Андрей Виль заявил тогда, что «действующая система экспертизы не работает, она превратилась в бизнес по штамповке и продаже фиктивной разрешительной документации».

Напомним, государственная аттестация экспертов в области промышленной безопасности началась 20 октября 2015 года. Тогда руководитель Ростехнадзора Алексей Алёшин так комментировал это решение: «Сам экзамен достаточно жесткий. Мы специально подняли такую планку, чтобы эксперт был по-настоящему эксперт». «Та система, которая была до этого, была абсолютна частная. Абсолютно «непрозрачная». В результате у нас появились эксперты с базовым образованием учителя истории».