Эксперты требуют усовершенствовать порядок аттестации подразделений обеспечения безопасности на транспорте

11 Декабря 2017

RUБЕЖ // R.PNGПредседатель правления Ассоциации «Транспортная безопасность» Александр Свешников доложил о результатах анализа действующего порядка аттестации и подготовки подразделений обеспечения безопасности на транспорте. Аналитический документ был представлен на отраслевой конференции «Об актуальных вопросах в сфере обеспечения транспортной безопасности», состоявшейся 6 декабря 2107 года на площадке XI Международного форума «Транспорт России».

Александр Свешников напомнил аудитории, что в настоящее время принят порядок подготовки сил транспортной безопасности (ТБ), установлены требования к знаниям, умениям и навыкам и типовые программы подготовки. Подготовка сил ОТБ направлена на приобретения знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления требований по ТБ.

«Проблема номер один: подготовка сил ОТБ осуществляется только по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации. Но повышение квалификации предполагает наличие такой квалификации, а квалификационные требования определяются единым квалификационным справочником. На сегодняшний день в данном документе отсутствуют пункты по всем квалификационным требованиям сил ОТБ. Из этого следует, что мы повышаем квалификацию сил ОТБ, которых нет», - сказал Председатель правления Ассоциации «Транспортная безопасность».

Кроме того, отметил Свешников, были требования на учреждение программ переподготовки. При этом срок обучения по программам профессиональной переподготовки составляет не менее 250 часов, что влечет за собой повышение ее стоимости в разы.

Свешников обозначил еще одну проблему - согласно приказу Министерства образования – содержание дополнительной образовательной программы должно учитывать содержание образовательного стандарта. Программы разрабатываются организациями на основании профессиональных и образовательных стандартов.

«В составе сил ОТБ много лиц, имеющих только среднее или неполное среднее образование. Встает вопрос, как быть с этими работниками… По каким программам они должны обучаться. Есть разные варианты – введение профессии, другой вариант – профессия плюс образовательная программа. Повышение профессиональной квалификации должны проходить уже лица, имеющие квалификацию рабочего или служащего», - сказал Свешников.

Проблема третья - организации должны иметь учебно-тренажерную базу. На рынке появились организации, у которых отсутствует тренажерная база и преподавательский состав.

«Не имея ничего, они активно демпингуют на образовательном рынке до 80%», - пояснил Свешников и в этой связи предложил ряд мер, направленных на регулирование порядка подготовки сил ОТБ.

1)         Необходимо разработать профессиональные программы для подготовки сил ОТБ. Иначе система непрерывного образования в области обучения сил ОТБ – это просто фикция.

2)         Необходимо сформулировать и принять профессиональные стандарты для всех категорий сил ОТБ по всем видам транспорта.

3)         Включить в единый квалификационный справочник раздел квалификационных характеристик и должностей, и руководителей, и работников сил обеспечения транспортной безопасности, а также сформулировать в нем конкретные квалификационные требования для всех сил ОТБ.

4)         В разработке необходимых документов должны принять участие все заинтересованные организации.

«При проведении проверки даже у аккредитованного лица, в обязательном порядке должны быть документы о прохождении им подготовки. В настоящее время возник крен в сторону прохождения аттестации», - заключил Председатель правления Ассоциации «Транспортная безопасность».