Российская газета: Свободное падение

11 Августа 2016

Ростехнадзор специально для "Российской газеты" представил результаты проверки российских лифтов. К 90 процентам из них у ведомства есть претензии, примерно 30 процентов - выработали свой ресурс. Между тем даже после резонансных трагедий начала года лишь некоторые регионы нашли деньги на специальные программы по замене лифтов. Трагедии ничему не учат?

Внеплановые проверки лифтов начались после трагедии в ЖК "Алые паруса" 14 января 2016 года в Москве, когда из-за упавшей в шахту кабины лифта погибла женщина. Специалисты Ростехнадзора обследовали наиболее проблемные объекты - 22,9 тысячи лифтов. Нарушения обнаружены в 21,5 тысячи случаев. То есть претензий нет только к 6 процентам из проверенных лифтов. Самая печальная ситуация в жилых домах. Количество нарушений здесь превышает число самих лифтов.

В списке самых распространенных нарушений - довольно серьезные технические недочеты: неточность остановки лифта, отсутствие двухсторонней переговорной связи, неисправное состояние ограничителей скорости, механизма привода дверей кабины лифта.

За этими сухими формулировками - реальные трагедии. К примеру, неисправность дверей лифта стала причиной гибели 10-месячного ребенка в декабре 2015 года в Москве.

Есть вопросы к страхованию лифтов. По закону они относятся к опасным объектам и должны быть застрахованы владельцами - управляющими компаниями или организациями, выполняющими работы по техобслуживанию, капремонту и модернизации этого хозяйства на основании договора, заключенного с собственниками жилья. На деле, по данным Национального союза страховщиков ответственности (НССО), из 530 тысяч лифтов застраховано примерно 92 процента. Инциденты с лифтами в начале года этот расклад практически не изменили.

"Законопослушные владельцы лифтов продолжают их страховать, уклонисты продолжают требования законодательства игнорировать", - констатирует глава НССО Андрей Юрьев.

Хорошая новость только одна: в случае отсутствия договора страхования у владельца лифта пострадавшие все равно получают компенсации. Их выплачивает НССО из специального компенсационного фонда.

Тема лифтов на контроле в минстрое. Ведомство уже выдало три тысячи предписаний об исправлении нарушений обязательных требований эксплуатации подъемников, рассказал "РГ" замминистра строительства и ЖКХ, главный государственный жилищный инспектор Андрей Чибис. Госжилинспекции, по его словам, продолжат следить за устранением нарушений.

Но самая большая проблема в том, что более 153 тысяч лифтов в жилом фонде и в организациях уже отработали свой срок службы в 25 лет - это 29 процентов всех лифтов. Заменить такое количество подъемников разом невозможно. "Появление взносов на капремонт существенно продвинуло решение проблемы с лифтами, - говорит Андрей Костянов, заместитель исполнительного директора НП "ЖКХ Контроль". - Но нужные суммы копить приходится долго, а лифт опасен для жильцов или вообще не работает уже сегодня".

В нескольких регионах, в том числе Москве и области, сейчас испытывают новый механизм замены лифтов - с отсрочкой платежа. В среднем по такой схеме за два года два региона рассчитывают заменить 12 тысяч лифтов. Если говорить только о Москве, то в столичных многоэтажках за последние пять лет поменяли более 20 тысяч лифтов. Всего же в жилом фонде Москвы - свыше 110 тысяч лифтов: 3 процента - старше 25 лет, уточнил первый замглавы Фонда капремонта многоквартирных домов Москвы Дмитрий Лифшиц.

Что в остальных регионах? Проверка Счетной палаты показала, что плановый подход к решению лифтовой проблемы применяют единичные регионы. Остальные "тушат" проблему в пожарном порядке. И, увы, это действительно так.

В Ростовской области о проблеме замены лифтов заговорили после того, как совсем недавно, 28 июля в одной из многоэтажек Ростова-на-Дону в шахту лифта упала молодая женщина и ее пятилетний сын. Хотя высота была небольшая, два метра, женщина и ребенок получили многочисленные переломы и черепно-мозговые травмы.

Расследованием причин трагедии занялся Следственный комитет, который возбудил уголовное дело. Главными подозреваемыми оказались сотрудники местной управляющей компании "МПП ЖКХ Советского района" и частного предприятия "Эрл", которое занималось обслуживанием лифтов в злополучной десятиэтажке. В свою очередь администрация Ростов-на-Дону объявила о начале проведения внеочередной проверки всего лифтового хозяйства города. По словам министра ЖКХ Ростовской области Владимира Вагина, в регионе всего около восьми тысяч лифтов, из которых три четверти требуют замены в ближайшее время. "На замену только одного лифта требуется примерно полтора миллиона рублей.

Но такие деньги одномоментно найти крайне сложно, практически невозможно, - констатирует чиновник. - В год по программе капремонта мы собираем около 2,5 миллиарда рублей, но ведь не только ведь лифты, но и крыши, другое жилое имущество нуждается в починке".

Планируется, что до конца года в рамках программы капитального ремонта на Дону все-таки установят 336 новых лифтов в 106 многоквартирных домах. Но полностью проблемы это не решит.

В Саратове из семи тысячи лифтов, примерно 40 процентов работают с истекшими сроками эксплуатации и нуждается в замене. Время от времени из-за неисправности подъемников и здесь происходят несчастные случаи. В июле этого года 12-летний мальчик, пытаясь выбраться из застрявшего лифта, упал в шахту с высоты четвертого этажа и получил серьезные травмы.

Но специальной региональной программы по замене лифтового оборудования в Саратове тоже нет. "Муниципальному, да и областному бюджетам таких расходов сегодня не потянуть", - утверждает министр строительства и ЖКХ Саратовской области Дмитрий Тепин.

Единственным вариантом остается программа капитального ремонта многоквартирных домов. В этом году по ней планируется приобрести 29 новых лифтов для 13 саратовских многоэтажек. Однако массовая замена лифтового оборудования в домах по утвержденному плану капремонта начнется только в 2019 году. При стоимости одного лифта в полтора миллиона рублей, жителям обычной многоэтажки на полторы сотни квартир, при существующих взносах на капремонт, нужно копить на замену одного подъемника примерно шесть-семь лет.

Между тем уже к 2020 году, как считают специалисты Саратовского независимого инженерного центра, в городе необходимо заменить 2,5 тысячи лифтов.

Тотальная проверка лифтов, проведенная в Санкт-Петербурге, показала, что более 13 тысяч из 40 тысяч лифтов, то есть около трети отработали назначенный срок службы в 25 лет. Тем не менее отдельной программы по капитальному ремонту или замене лифтового оборудования в городе нет. Правда, на эти цели в 2016 году направляют "излишки" средств, сэкономленных в результате проведения конкурсных работ по программе капитального ремонта. В 2016 году в Санкт-Петербурге запланировано привести в порядок 1213 лифтов по 324 адресам. Еще около 300 лифтов в 70 домах могут попасть в программу капитального ремонта по результатам экономии средств, прогнозируют специалисты.

Не была принята отдельная региональная программа по замене лифтового хозяйства и в Самарской области. Посчитали, что целесообразнее будет проводить этот вид ремонтных работ опять же в рамках областной программы капитального ремонта многоквартирных домов. По данным Фонда капитального ремонта Самарской области, до конца текущего года в регионе заменят порядка 520 лифтовых кабин (в 96 высотках), прослуживших более четверти века.

Источник: Российская газета