Игорь Манылов: Доля отрицательных заключений составляет около 20%

На площадке Главгосэкспертизы России в Москве состоялось заседание Совета государственной экспертизы. Одним из основных вопросов для обсуждения было усиление ответственности лиц, осуществляющих работы по проектированию и инженерным изысканиям, в случае нарушения ими требований технических регламентов.

По словам начальника Главгосэкспертизы Игоря Манылова, необходимость повышения контроля за работой проектировщиков продиктована, кроме прочего, и тем, что показывают итоги работы экспертов.

«Так, например, итоги работы Главгосэкспертизы России за последние несколько лет говорят о том, что доля отрицательных заключений составляет около 20%. Только в 2017 эта цифра впервые за годы снизилась до 17% и это за счет продления сроков проведения экспертизы по инициативе заявителей», - заметил Игорь Манылов. – «А экономия бюджетных средств в 142 миллиарда рублей – с одной стороны, показатель эффективности работы экспертизы, но с другой – еще одно доказательство низкого уровня проектирования и некачественного инвестиционного планирования».

И эта проблема, по мнению представителей профессионального сообщества, прежде всего, связана с тем, что в цепочке участников строительного процесса существует многослойная система ответственности, размытая из-за недостаточного нормативного регулирования.

Начальник Управления методологии и стандартизации экспертной деятельности Главгосэкспертизы России Александр Плескачев рассказал, что одним из ключевых критериев качества проектирования являются результаты экспертизы, те трудозатраты, которые несут эксперты, вынужденно перерабатывая за проектировщиков некачественный продукт.

«Несмотря на все предусмотренные виды ответственности – гражданско-правовые, административные и уголовные – эти механизмы по тем или иным причинам не действуют. Санкции применяются только тогда, когда возникают последствия, тогда как лучше предотвращать опасность на ранних стадиях, еще до выхода проекта из экспертизы. Мы предлагаем усилить контроль над ситуацией посредством повышения роли СРО», - рассказал Александр Плескачев.

Главгосэкспертиза разработала законопроект «О внесении изменений в Градостроительный кодекс России в части наделения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации дополнительными полномочиями по контролю за деятельностью своих членов».

В частности, законопроект устанавливает обязанность СРО по контролю за деятельностью своих членов в части соблюдения требований законодательства о градостроительной деятельности и техническом регулировании. В случае, если внутренняя проверка выявила факт тех или иных нарушений, СРО будет обязана направить материалы, необходимые для привлечения лица к административной ответственности, в федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта России, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора.

Также для дальнейшего развития изыскательной деятельности и проектирования был подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс России в части уточнения обязанностей специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования».

Документ предлагает расширить полномочия указанных лиц при взаимодействии с органами или организациями, уполномоченными на проведение экспертизы проектной документации или экспертизы результатов инженерных изысканий, в ходе проведения такой экспертизы. «Мы рассчитываем на то, что эти изменения позволят системно мотивировать проектировщика заботиться о качестве проекта», - отметил Александр Плескачев.

В ходе обсуждения участники заседания Совета государственной экспертизы рассмотрели вопросы подготовки мер по повышению ответственности не только проектировщиков, но и заказчиков в тех случаях, когда представляется некомпетентное техническое задание или исходно-разрешительная документация, что часто приводит к допущению ошибок, особенно в технической части проекта. Еще одним важным фактором, негативно влияющим на качество проектирования, является недоработка и неактуальность нормативно-правовой базы, с которой вынужден работать проектировщик.

Начальник Главгосэкспертизы Игорь Манылов отметил, что в работе по совершенствованию нормативно-правовой базы должно принять активное участие сообщество проектировщиков, и предложил разработать механизм выявления нарушений и определения зон ответственности проектировщиков, заказчиков, экспертов и последующих пользователей построенных объектов.

Также члены Совета государственной экспертизы обсудили изменение порядка аттестации экспертов. С 1 апреля 2018 года эксперты обязаны не реже одного раза в 3 года пройти повышение квалификации и для продления действия аттестата предоставить в Минстрой России документ о прохождении обучения. Аттестация будет проводиться в 2 этапа – в виде теста из 120 вопросов и устного экзамена.

Как заметил член Совета, заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Алексей Ферапонтов, несколько лет назад Ростехнадзор столкнулся с аналогичной ситуацией переаттестации экспертов по промышленной безопасности. И, так как на тот момент не была подготовлена нормативная база, отсутствовали переходные положения, не были проработаны все аспекты работы, что создавало большие риски для работы системы, такой переход потребовал дополнительного времени.

Участники заседания Совета рассмотрели основные разрабатываемые на федеральном уровне проекты нормативных правовых актов в области государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Сейчас в стадии разработки, согласования и принятия находится более 50 проектов, направленных на совершенствование регулирования правоотношений в сфере строительства и градостроительной деятельности, ценообразования и сметного нормирования.

Завершая заседание, Игорь Манылов отметил, что нужен переходный механизм, который позволит соотнести действующее сегодня регулирование и новые нормы, а также обеспечить поэтапный запуск новой системы и выработки решений по поставленным вопросам.