«Росатом» стоит на другой основе

Госкорпорация «Росатом» представила свои предложения в проект Основ государственной политики в области промышленной безопасности Российской Федерации, который разрабатывает Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В мае этого года состоялся II Форум-диалог «Промышленная безопасность – ответственность государства, бизнеса и общества», организованный Ростехнадзором при поддержке Правительства Российской Федерации, одним из главных вопросов которого стало обсуждение проекта Основ государственной политики в области промышленной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и на дальнейшую перспективу.

Заместитель генерального инспектора госкорпорации «Росатом» Владимир Костров отметил, что в проекте документа не отражены положения Плана мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.04.2016 № 559-р.

В 115 организациях (из более чем 400), подведомственных госкорпорации «Росатом», эксплуатируют 764 опасных производственных объекта, расположенных на всей территории страны.

Первоначально свои предложения и замечания в проект основ государственной политики «Росатом» направил в Ростехнадзор в апреле 2016 года. В частности, было предложено сформировать перечень грубых нарушений, а также повысить роль института страхования посредством перехода от сбора финансов к модели экономического стимулирования безаварийной работы, к примеру, создать преференции для организаций, работающих без аварий, и наделить страховщиков контрольными функциями.

Такое предложение соответствует упомянутой «дорожной карте», основными идеями которой являются отказ от тотального контроля, сокращение подконтрольных субъектов и количества проверок предприятий надзорными органами. Что касается последних, то в 2012 году число проверок всеми органами власти по России составляло 2,9 миллиона, в 2013 году – 2,6 миллиона, а 2014 году – 2,4 миллиона. Несмотря на снижение, количество проверок чрезвычайно велико и продолжает «кошмарить бизнес».

«Росатом» предложил отразить в основах государственной политики в области промышленной безопасности необходимость продолжения работы по исключению из нормативных правовых актов Ростехнадзора дублирующих (избыточных) требований и формальных процедур, не влияющих на безопасность, в том числе процедуры государственной регистрации опасных производственных объектов IV класса опасности, а лицензирование деятельности на опасных производственных объектах ограничить объектами I и II классов опасности.

На II Форуме-диалоге заместитель генерального инспектора госкорпорации «Росатом» уточнил предложения по проекту. Так, В. Костров предложил сформировать межведомственную группу по доработке и согласованию проекта основ государственной политики в области промышленной безопасности, в которую вошли бы представители Ростехнадзора, Минпромторга, Минэнерго, Минстроя, госкорпораций «Росатом» и «Роскосмос» и других заинтересованных организаций.

Также было предложено минимизировать вмешательство государственных органов при одновременном повышении роли и ответственности эксплуатирующих, страховых и экспертных организаций и не допустить появления новых избыточных надзорных и регулирующих функций. Обязать владельца опасного объекта полностью возмещать вред, причиненный пострадавшим и окружающей среде в результате аварии на опасном производственном объекте.

Согласно положениям правительственной «дорожной карты», существующая система оценки контрольно-надзорных органов стимулирует выявление ими нарушений на опасных производственных объектах и наложение штрафов. Следовательно, критерием оценки эффективности работы инспекторов должен стать размер предотвращенного ущерба в результате профилактических мероприятий. Кроме того, «дорожная карта» предполагает введение процедуры досудебного (внесудебного) разрешения споров.

В. Костров подтвердил необходимость отражения в основах государственной политики механизма досудебного (внесудебного) разрешения споров, а также формирования Ростехнадзором перечня обязательных требований, несоблюдение которых влечет штрафы и иные административные санкции, при обязательной минимизации указанного перечня до уровня нарушений, которые с высокой степенью вероятности могут привести к инцидентам и авариям.

По мнению «Росатома», необходимо перейти от тотального контроля к институту профилактики и проверкам предприятий в зависимости от уровня опасности и масштабов последствий возможных аварий на опасных производственных объектах.

Заместитель генерального инспектора госкорпорации «Росатом» полагает, что Ростехнадзору достаточно сохранить надзорные функции только в отношении опасных производственных объектов I и II классов опасности, а субъектам Российской Федерации и муниципалитетам должны быть переданы полномочия по надзору за опасными объектами соответственно III и IV классов опасности. В то же время полномочиями по контролю за состоянием опасных объектов должны быть наделены страховые компании и экспертные организации.

Напомним, что необходимость разработки основ государственной политики в области промышленной безопасности связана с отсутствием документа стратегического планирования в области защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий этих аварий – промышленной безопасности.

Предполагается, что реализация указанного стратегического документа стимулирует инновационную деятельность организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, а также будет способствовать модернизации промышленности и в дальнейшем приведёт к росту производства продукции и повышению её качества, в том числе в целях импортозамещения.

Ростехнадзор в рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации определён ответственным за разработку проекта основ государственной политики в области промышленной безопасности.