РЖД игнорирует требования Ростехнадзора по безопасности гидротехнических сооружений

Российские железные дороги (ОАО «РЖД») игнорируют требования безопасного содержания и эксплуатации гидротехнических сооружений (ГТС), находящихся в их собственности. Это следует из анализа RISKNEWS открытых данных, а также предоставленного комментария эксперта. Проблема может усугубиться в ближайшее время – с приходом паводкового сезона.

Федеральный закон № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» действует в стране с 1997 года. За эти 25 лет в Российском регистре гидротехнических сооружений, согласно данным из открытых источников, РЖД внесено только два объекта. При этом только в распоряжении сочинского подразделения инфраструктурного филиала РЖД находится около 700 ГТС. 

«В число этих семисот объектов входит стратегически важная и хорошо знакомая всем путешественникам на юг России инженерная защита дороги Краснодар – Адлер: волноотбойные стенки, буны, берегоукрепления. Все эти сооружения эксплуатируются с нарушениями обязательных требований законодательства России в области безопасности ГТС и потенциально несут угрозу всему железнодорожному движению в регионе», - считаетруководитель аккредитованного органа инспекции, кандидат технических наук Федор Матвеенков. 

По его словам, для гарантии безопасности сооружений необходимо разрешение Ростехнадзора, которое выдается после внесения сведений об объекте в Российский регистр ГТС. Основанием для внесения в регистр является утверждённая Ростехнадзором декларация безопасности этого объекта. 

«Гидротехнические сооружения, обеспечивающие безопасность железной дороги Краснодар – Адлер, эксплуатируются в состоянии значительного износа, долгое время не проводятся плановые ремонтные работы. Также для сооружений отсутствуют расчеты вероятного вреда в результате аварии, согласованные с министерством природных ресурсов Краснодарского края, и отсутствуют правила эксплуатации важных ГТС. Все это не просто какое-то абстрактное нарушение требований федерального законодательства, но реальный фактор, который уже сейчас приводит к множеству аварийных ситуаций», - сообщил Федор Матвеенков.

Так, 1 марта в этом году на железную дорогу между сочинскими поселками Якорная Щель и Чемитоквадже сошёл сель. Движение поездов на участке было приостановлено, сообщили в пресс-службе СКЖД. По данным местных СМИ, жертв удалось избежать, но было задержано движение пяти поездов, среди которых и пассажирские.

Всего в 2021 году в Краснодарском крае произошло 34 оползня и селя. По данным Территориального центра мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера, больше всего экзогенных процессов зафиксировано в Сочи - 15, на втором месте оказался Туапсинский район - 9.

Похожие происшествия наблюдаются и в других регионах. 12 сентября 2021 года в Сахалине массово сошли сели – бурные потоки горных рек, наполненные камнями и другими обломками горных пород. Из-за них в Макаровском районе острова было перекрыто железнодорожное и паромное сообщение. Власти района объявили режим ЧП. Муниципальное руководство приняло решение перекрыть движение по четырем участкам железнодорожного полотна. 

Сход 23 вагонов с углем произошел в ночь на 22 июля 2019 года на железнодорожной станции «Керки» в Сосногорском районе Коми из-за размыва пути. 24 октября 2018 года из-за сильных дождей произошло частичное затопление населенных пунктов Шаумян, Цыпка, Горный, Кривенковская, Туапсе, а также железнодорожных станций Гойтх и Пшиш, перегона Туапсе-Апшеронск, участка автодороги Индюк – Кривенковская. На участке Греческий - Кривенковская из-за подтопления железнодорожных путей было закрыто движение поездов. 

«Это лишь несколько эпизодов чрезвычайных ситуаций в результате неправильной работы эксплуатирующих ГТС подразделений ОАО «РЖД». Особую озабоченность вызывает игнорирование компанией настойчивых требований Ростехнадзора в области безопасности ГТС. При этом ответственное должностное лицо самого ОАО «РЖД» самоустраняется от выполнения законных требований ведомства», - уверен Матвеенков.

Он отметил, что нынешний осенне-зимний период по количеству выпавших осадков примерно в 1,5 раза превышает среднегодовую норму. В связи с этим прогнозируются обильные паводки на всей территории Российской Федерации. 

«Это может привести к колоссальному ущербу жизни и здоровья населения и инфраструктуре экономики, что особенно чувствительно в столь напряжённое время санкций мирового сообщества. Остается надеяться, что сотрудники ОАО «РЖД», перестав игнорировать требования Ростехнадзора, обратят внимание на ситуацию и примут меры по недопущению чрезвычайных ситуаций, ведь ущерб от простоя железнодорожного транспорта, ущерб природной среде, нарушение жизнедеятельности населения приводят к колоссальным расходам, которые многократно превышают стоимость соблюдения федерального законодательства и уж тем более не дороже жизней и здоровья людей», - заключил Федор Матвеенков.