Дмитрий Медведев: Если мы хотим решить задачу экономического рывка, мы должны снизить нагрузку на предпринимателей

16 Января 2019

Количество обязательных требований, которые предъявляются к бизнесу в России при проверках, необоснованно завышено, причем многие из них устарели не только морально, но и технологически. Об этом глава правительства Дмитрий Медведев заявил на пленарном заседании в ходе Гайдаровского форума.

«До сих пор количество так называемых обязательных требований, которые у нас предъявляются к бизнесу при проверках, необоснованно завышено. Только устанавливающих их нормативных актов (подчеркиваю – нормативных, все эти решения относятся к числу нормативных актов, но по факту, конечно, соблюдаются), так вот, это число более 9 тысяч. Многие эти требования, которые создавались еще в советские времена, устарели не только морально, но и технологически. Некоторые из них выглядели бы просто забавно, если бы не содержали в себе ограничивающий потенциал и не создавали риски», - сказал Медведев.

Он отметил, что «если мы хотим решить задачу экономического рывка, мы должны снизить нагрузку на предпринимателей, пересмотреть систему требований, прежде всего в таких наиболее зарегулированных секторах, как транспорт, экология, промышленная безопасность, ветеринария, санитарно-эпидемиологический надзор. Эта задача может быть решена с помощью механизма так называемой регуляторной гильотины».

По словам главы Кабмина, все те ранее действовавшие положения актов, которые содержат обязательные требования и которые не будут специальным образом одобрены или изменены, автоматически утрачивают силу. Это позволит избавиться от неэффективных и избыточных требований. В соответствии с таким механизмом к 1 февраля следующего года можно было бы пересмотреть все эти требования с точки зрения современных реалий.

Дмитрий Медведев уточнил, что перед форумом прошло совещание всех руководителей контрольных и надзорных органов, на котором было принято решение о необходимости предварительной подготовки и понимания того, какой массив законодательства должен остаться, для этого нужно будет создать специальную «дорожную карту».

«На выходе мы должны получить современные нормы, которые будут понятными как для бизнеса, так и для контрольно-надзорных органов. А результатом является прозрачная система контроля, которая нацелена и на решение задач безопасности потребителей, и на ускорение экономического роста. Я дам поручение аппарату правительства обеспечить подготовку «дорожной карты» для этой работы», - заявил глава правительства.

Как сообщил министр экономического развития России Максим Орешкин, нормативные акты планируется пересмотреть с широким участием всех заинтересованных сторон: экспертов, контролеров и регуляторов, а также предпринимательского сообщества, которое выступит одним из фильтров на пути неэффективных и избыточных требований.

«Не всегда законодательные требования, предъявляемые бизнесу, направлены на обеспечение безопасности, данный механизм позволит критично пересмотреть нормативные правовые акты, отсеять лишнюю нагрузку и оставить только те требования, которые, действительно, обеспечивают безопасность, - рассказывает Орешкин. - При этом важно, что мы вводим принципиально новый подход: если раньше шли от требований ведомств (пожарной инспекции, САНПИН и пр.), то теперь требования будут классифицированы по видам бизнеса: ресторанный, отельный и т.д. Если предприниматель хочет открыть новый бизнес в какой-либо сфере, то он должен видеть перед собой все требования, с которыми ему предстоит столкнуться, а также понимать, какие из них носят обязательный характер, а какие – рекомендательный».

По мнению министра, такой порядок упростит ведение бизнеса, позволит предпринимателю сфокусироваться непосредственно на своей деятельности.

Пересмотр планируется осуществлять в плановом порядке. На первом этапе все регуляторы в установленный срок составят исчерпывающий перечень своих нормативных актов с учетом этапности их пересмотра. Таким образом, должен получиться исчерпывающий перечень обновленных требований в доступном и понятном виде, систематизированный и удобный для применения как контролерами, так и хозяйствующими субъектами.

«Соблюдение неэффективных и избыточных обязательных требований, которые должны быть отсечены «регуляторной гильотиной», не только обходятся очень дорого предпринимательскому сообществу, но и требует серьезных трудозатрат со стороны контролирующих органов, - подчеркивает Максим Орешкин. - Данный механизм позволит выстроить четкую систему оценки рисков, сконцентрировать внимание именно там, где эти риски существуют и, в конечном счете, поможет сформировать систему умного контроля».

Как ранее сообщал RISKNEWS, законопроект о государственном и муниципальном контроле и надзоре был одобрен правительством в ноябре 2017 года. Как отмечал тогда глава правительства Дмитрий Медведев, закон призван решить 3 задачи. Во-первых, повысить безопасность жизни и здоровья человека, защитить его интересы. Во-вторых, радикально сократить административную нагрузку на бизнес. И в-третьих, усовершенствовать работу самих контрольно-надзорных органов. Работа шла около двух лет в формате «Открытого правительства», привлекался бизнес, деловое сообщество, сами контролеры. Однако после смены правительства в мае 2018 года, а также ликвидации «Открытого правительства» и ухода курировавшего реформу Михаила Абызова реформа выглядела приостановленной.

Напомним, что президент России Владимир Путин подписал поправки в федеральное законодательство, направленные на совершенствование контрольно-надзорной деятельности и лицензирования в августе 2018 года. В документе, в частности, получило развитие важное направление реформы контрольно-надзорной деятельности — внедрение риск-ориентированного подхода при организации проверок.

В декабре прошлого года в правительстве была создана рабочая группа для подготовки предложений по совершенствованию системы государственного и муниципального контроля и надзора. Соответствующее распоряжение подписал председатель правительства Дмитрий Медведев. Возглавил рабочую группу вице-премьер — руководитель аппарата правительства Константин Чуйченко, в ее состав вошли члены Экспертного совета при правительстве, руководители деловых объединений, Генпрокуратуры, Госдумы, ряда министерств, представители научного и экспертного сообщества.