24 Июля 2019
Президент ExxonMobil Russia Inc. Гленн Уоллер обратился в правительство России с просьбой устранить два административных барьера, пишет «Коммерсант».
В письме вице-премьеру Максиму Акимову говорится, что действующая с начала 2018 года редакция Кодекса торгового мореплавания (КТМ) грозит срывом сроков реализации нефтегазового проекта «Сахалин-1» и многомиллионными затратами России, поскольку проект реализуется на условиях раздела продукции.
Проблема в том, что КТМ теперь запрещает использовать плавучие буровые установки и сейсморазведочные суда под иностранным флагом для работ на континентальном шельфе России, поэтому компания просит внести поправки в КТМ, поскольку буровых под российским флагом недостаточно.
В письме уточняется, что Минтранс уже подготовил проект поправок в КТМ, который направлен в аппарат правительства. В Минтрансе пояснили, что цель законопроекта — «конкретизация полномочий правительства на определение случаев и порядка привлечения судов под иностранным флагом при невозможности по тем или иным причинам выполнения указанных работ судами под российским флагом».
Поправки в КТМ, принятые в конце 2017 года, уже становились проблемой для реализации крупных международных проектов. Закон обязал перевозить нефть, газ и уголь по Севморпути только судами под российским флагом, на что жаловался НОВАТЭК. Компания в итоге добилась масштабных исключений, оформленных постановлением правительства.
Второй просьбой ExxonMobil стало предоставление возможности прямой работы филиалов иностранных компаний в России с российской административной системой. Действующий порядок формально вступил в действие в 2001 году, однако на деле нормы, регулирующие деятельность аккредитованных филиалов иностранных компаний в России, базируются на законодательстве РСФСР 1990–1992 годов, основывающимся на порядке регистрации в системе торгово-промышленных палат. Открытие филиалов и представительств было популярно до середины 1990-х, после чего нормой скорее стала работа через дочерние структуры.