На объектах химического производства доля отработавшего оборудования достигает 70-80% - Алексей Алёшин

22 Декабря 2016

На объектах химического производства доля оборудования, отработавшего нормативные сроки, достигает 70–80%, в нефтедобыче доля оборудования со сроком службы более 25 лет составляет 38% — снизилась за последние 5 лет благодаря программам модернизации с 52%. Об этом в интервью «Коммерсанту» сообщил руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Алексей Алёшин.

«По данным нашей системы информатизации, в 2015 году было 17 аварий на опасных производственных объектах добычи нефти и газа, в 2016-м — 8. Основные причины возникновения аварий — внутренняя и наружная коррозия, негерметичность соединений трубопроводной арматуры и трубопроводов», - отметил он.

Алёшин напомнил, что при непосредственной угрозе жизни и здоровью служба имеет право остановить предприятия в целом или запретить использование какого-то оборудования (например, в угольной отрасли таких случаев 699 в 2015 году и 603 на 11 месяцев 2016 года). «Приостановка предприятия — это предотвращенная авария, и это очень серьезное, реальное полномочие, которое дали нам после аварии на шахте «Распадской». За последние 5 лет идет снижение количества аварий — в частности, за период 2014–2015 годов аварийность снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2012–2013 годов на 9%», - добавил он.

Резкий всплеск аварийности в 2015 году зафиксирован по подъемным кранам: произошло 40 аварий, прирост по сравнению с 2014 годом составил 56%. После принятия поправок о риск-ориентированном подходе в промышленной безопасности в 2014 году их отнесли к IV классу опасности, избавив от плановых проверок. Предполагалось, что бизнес будет соблюдать все требования к безопасности, однако этого не произошло. Поэтому Ростехнадзор в конце ноября внес в правительство проект поправок к закону о промышленной безопасности, позволяющих эти объекты перевести в III класс опасности — с частотой плановых проверок раз в 3 года.

Что касается системы дистанционного надзора, то, по словам Алёшина, удаленный надзор можно развивать по трем направлениям. Во-первых, отправлять в Ростехнадзор видео с объектов, на которых камеры стоят штатно. Во-вторых, предоставить Ростехнадзору удаленный доступ к документации: около 70% плановых проверок службы — это проверка документов, есть ли они, правильно ли оформлены. В-третьих, минимизировать общение инспектора с поднадзорной организацией — это в том числе связано с коррупционными проявлениями.

В 2017 году Ростехнадзор планирует перейти от статической модели, когда при осуществлении контрольно-надзорной деятельности предусматривается распределение объектов контроля по категориям риска, к динамической модели. При ней риски для каждого предприятия строятся отдельно, с учетом индивидуальных показателей состояния промышленной безопасности — от этого будет зависеть график плановых проверок. Служба протестировала «профиль риска» опасных производственных объектов, его полномасштабное внедрение запланировано с 1 января 2017 года.