Промышленная безопасность ожидает правки

20 Марта 2023

С 2019 года Ростехнадзор планировал отменить Федеральный закон 116-ФЗ «О промышленной безопасности», действующий с 1997 года. (см. RISKNEWS). Заменить его должен был обновленный масштабный закон, который так и не был принят. Впоследствии работа над новым законом была приостановлена, о чем ранее сообщало наше издание.Некоторые его положения перешли в проект закона об изменениях в 116-ФЗ. На сегодняшний день проект изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности» рассматривается во втором чтении в Госдуме, однако некоторые значимые запланированные правки так и не нашли отражения в текущей версии документа. 

Одним из наиболее спорных положений проекта изменений в закон о промбезопасности стало обязательное требование проведения аудита промышленной безопасности на опасных производственных объектах (ОПО). Необходимость внедрения аудита промышленной безопасности на законодательном уровне неоднократно подкреплялась мнениями экспертов (см. RISKNEWS). «Аудит не является контрольно-надзорным мероприятием или проверкой, он на порядок выше, потому как выявляя те или иные нарушения необходимо также выявить и причину, способствующую их появлению <…> требования к аудиту прописать невозможно, так как каждое предприятие требует собственного подхода», - считает председатель Комитета ТПП России по промышленной безопасности Красных Борис Адольфович.

Также эта идея нашла отражение и в поручении президента Владимира Путина. По итогам совещания о ситуации в угольной отрасли Кузбасса, состоявшегося 2 декабря 2021 года, президент установил необходимость «создания системы аудита организаций, эксплуатирующих ОПО, в целях обеспечения соблюдениями такими организациями требований промышленной безопасности, <…> а также установление обязательности проведения такого аудита контролирующими лицами указанных организаций и выполнения рекомендаций по его результатам». 

На сегодняшний день в Госдуму внесен проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в части эксплуатации зданий, сооружений и технических устройств на опасных производственных объектах». Документ включает положения о необходимости проведения технического диагностирования устройств на ОПО. Однако, в нём отсутствуют положения, касающиеся аудита промышленной безопасности на ОПО. Ранее 29 ноября 2022 года на заседании Правительства был одобрен еще один проект изменений к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Согласно этому документу, при присвоении класса опасности не потребуется учитывать суммарное количество опасных веществ на расположенных рядом объектах, если рассматриваемый объект находится вне зоны действия их поражающих факторов.

Также на данный момент разработан проект поправок Правительства к проекту закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в части эксплуатации зданий, сооружений и технических устройств на опасных производственных объектах». По словам начальника правового управления Ростехнадзора Дмитрия Яковлева, эти поправки «направлены на создание правовой основы для внедрения института аудита систем управления промышленной безопасностью, а также установление обязательности проведения такого аудита организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I класса опасности, с ежегодным предоставлением сведений о результатах проведенного аудита коллегиальным органам управления таких эксплуатирующих организаций и их учредителям, а также обязательность выполнения рекомендаций по его результатам». 

Тем не менее, эксперты скептически отнеслись к формулировке «аудит систем управления промышленной безопасностью» еще в мае 2022 года (см. RISKNEWS). Тогда генеральный директор ЗАО НТЦ ПБ Елена Кловач выражала сомнения насчет эффективности внедрения аудита применительно к системе управления промышленной безопасностью (СУПБ): «Скорее всего это не окажет влияние на повышение уровня промышленной безопасности. Ещё один серьёзный минус в том, что обязательное создание СУПБ установлено только для объектов 1 и 2 классов опасности. Число таких объектов составляет всего 10 процентов от общего количества ОПО в стране. Поэтому, для остальных объектов, прежде чем проводить аудит систем управления промышленной безопасностью необходимо будет в добровольном порядке разработать саму СУПБ.

«Разница подходов в том, что аудит представляет собой оценку соответствия предъявляемым требованиям. Если брать предлагаемый Ростехнадзором «аудит систем управления промышленной безопасностью», то к системам управления нынче есть требования только в Постановлении Правительства, касающиеся исключительно документации системы управления промышленной безопасностью. Таким образом, исходя из основ аудиторской деятельности, то есть оценки соответствия объекта аудита предъявляемым требованиям, это выльется лишь в сравнение документации системы управления промышленной безопасностью с требованиями из Постановления», - пояснил тогда же старший научный сотрудник ЗАО НТЦ ПБ Владимир Ткаченко.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ближайшее время изменения в Федеральный закон от 12 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», касающиеся вопросов закрепления аудита будут применимы только к системам управления промышленной безопасностью на производствах. При этом, принципы и подходы в организации этих СУПБ будут отнесены к компетенции совета высших органов управления юридических лиц, эксплуатирующих опасные объекты (совет директоров, наблюдательный совет).