В Москве прошла II Международная конференция «Развитие института государственной экспертизы»

17 Сентября 2018

В Москве в понедельник, 17 сентября, прошла II Международная конференция «Развитие института государственной экспертизы», которую провела Главгосэкспертиза России при поддержке Минстроя России.

В конференции приняли участие министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Владимир Якушев, начальник Главгосэкспертизы Игорь Манылов, руководители экспертных организаций Белоруссии, Казахстана, Армении и Кыргызстана, представители бизнеса и общественных объединений.

Как отметил в своем выступлении Владимир Якушев, сегодня экспертиза проверяет соответствие проектной документации нормативным и техническим требованиям, но экспертиза «будущего» должна научиться работать с обоснованием инвестиций.

По его словам, сейчас в высокой степени готовности с точки зрения законодательного регулирования находится введение института обоснования инвестиций, что, по сути, является модернизированной версией предпроектной стадии работы экспертов. Научные исследования, экспертная оценка и предварительный аудит документации, в том числе инвестиционных проектов, в комплексе с другими решениями, реализуемыми на площадке Главгосэкспертизы, позволят создать своего рода новый институт, экспертизу двойного назначения.

«Документы практически готовы, это будет новый институт. Он поможет сделать более реальной привязку цены объекта к тому, как сейчас обстоят дела на рынке», — сказал министр.

В рамках института обоснования инвестиций будет осуществляться проработка основных проектных решений, определение предполагаемой (предельной) стоимости строительства и подготовка проекта задания на проектирование. Аудит такого обоснования будет осуществляться экспертными организациями. Введение этого института обеспечит значительное повышение качества исходных данных для проектирования и точность бюджетного планирования.

Уже закреплен нормативно порядок проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в создание объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение контрактов одновременно на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию. Новые изменения в законодательство, работа над которыми сейчас идет, предусматривают внедрение механизма обоснования инвестиций в отношении более широкого круга объектов капитального строительства.

При этом экспертное заключение, выданное по результатам оценки обоснования инвестиций, должно учитываться заказчиком при утверждении задания на проектирование и при принятии решения о включении проекта в федеральную адресную инвестиционную программу и предоставлении средств федерального бюджета.

В свою очередь, начальник Главгосэкспертизы Игорь Манылов сообщил, что совместная работа экспертов разных стран позволит добиться синергетического эффекта, чтобы задачи, стоящие в строительной сфере перед каждой из стран-участниц Евразийского экономического союза, решались быстрее и эффективнее, а совместные проекты становились драйверами общего роста.

«Синхронизировав нашу работу, мы сможем предъявлять одинаковые технические требования к безопасности зданий и сооружений, применять новые инновационные материалы и технологии, приходить к единому подходу определения цены строительства. Это сделает строительный бизнес на всей территории ЕАЭС более предсказуемым, более транспарентным, и – в конечном счете – более выгодным. Честные и понятные, общие для всех правила игры, здоровая конкурентная среда, открытый обмен опытом и информацией – все это базовые условия, необходимые для того, чтобы наша отрасль становилась более эффективной», - сказал Игорь Манылов.

Также Игорь Манылов отметил, что в 2017 году Главгосэкспертиза выдала 5414 заключений, достигнув общего снижения заявленной стоимости строительства в 184 миллиарда рублей, 142 из них – это средства федерального бюджета. Несмотря на то, что экономию принято считать положительным результатом, начальник Главгосэкспертизы отметил, что этот показатель, скорее, говорит о низком уровне проектирования в стране. Такие масштабы снижения заявленной сметной стоимости строительства становятся результатом тех ошибок, которые допускают при подготовке проектно-сметной документации.

«В этих условиях задача Главгосэкспертизы не может сводиться только к осуществлению исключительно надзорно-контрольной функции, но и к формированию основ для обеспечения высокого уровня проектирования в стране и повышению качества планирования бюджетных инвестиций в капитальные вложения», - отметил Игорь Манылов.

На решение этих задач направлены не только переход к двухэтапному проектированию и созданию института обоснования инвестиций, но и внедрение сервиса предэкспертизы, и оказание консультационной помощи, совершенствование формата взаимодействия экспертов с проектировщиками, изыскателями и заявителями и внедрение института гэпов, главных экспертов проекта, а также другие меры.

«Мы стремимся к снижению административных барьеров, совершенствованию системы аттестации экспертов, объединению проектной и сметной документаций в единый комплекс и решению многих других задач, которые помогут улучшить условия работы для строительного комплекса», - подчеркнул Игорь Манылов.

Начальник Управления методологии и стандартизации экспертной деятельности Главгосэкспертизы Александр Плескачев в своем выступлении отметил, что основные механизмы, направленные на обеспечение эффективности капитальных вложений, - это проверка Минэкономразвития инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, а также публичный технологический и ценовой аудит крупных инвестиционных проектов и проверка достоверности определения сметной стоимости строительства, которые проводят эксперты. Действующие механизмы отличаются рядом недостатков, которые существенно снижают потенциал принятия обоснованных решений об инвестициях в объекты капитального строительства.

В частности, эксперты Главгосэкспертизы приступают к оценке проекта практически на финальной стадии его подготовки и фактически не осуществляют профессиональную оценку задания на проектирование и других исходных данных за исключением случаев, когда проводится технологический и ценовой аудит крупных инвестиционных проектов.

Кроме того, Главгосэкспертиза оценивает стоимость проекта только по затратам, которые формируются на стадии проектирования и строительства, и не учитывает последующую стоимость «владения» объектом, несмотря на то, что эксплуатационные затраты зачастую значительно превышают затраты на строительство объекта.

«Именно для обеспечения надлежащей реализации принципа эффективности использования бюджетных средств сейчас осуществляется реформирование строительной отрасли», - сообщил Александр Плескачев.

Повышения эффективности использования бюджетных средств планируется достичь за счет создания базы данных проектов-аналогов, введения института обоснования инвестиций, актуализации сметных нормативов и перехода от базисно-индексного метода к ресурсному методу определения затрат, развития института укрупненных нормативов цены строительства.

Кроме того, ведется работа над переходом к оценке эксплуатационных затрат и затрат на снос объектов капитального строительства с применением технологий информационного моделирования.

Участники конференции также обсудили цифровую трансформацию, в том числе оцифровку физических активов, индустрии данных и развитие цифровых платформ и экосистем, в том числе, для обеспечения эффективности капитальных вложений, повышения производительности строительной отрасли.