18 Мая 2020
В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне и в день 76-летия образования Государственного энергетического надзора RISKNEWS публикует статью ведущего инженера ПАО «ФСК ЕЭС» МЭС Центра, доктора исторических наук Николая Симонова. В материале, вышедшем в мартовском номере «Военно-исторического журнала» Минобороны России, проведён источниковедческий анализ комплекса документальных материалов, относящихся к деятельности ГКО СССР по управлению электроэнергетикой.
RISKNEWS поздравляет инспекторский состав Ростехнадзора, осуществляющий государственный энергетический надзор, с профессиональным праздником и желает успехов в работе.
Рассекречивание в 2005 году полного комплекта постановлений Государственного комитета обороны (ГКО) с подготовительными материалами позволяет исследователям более глубоко вникнуть в проблему организации и функционирования военно-мобилизационной экономики и ряда её базовых отраслей, к которым относятся топливная промышленность, транспорт и электроэнергетика. В данной статье мы остановимся на вопросах обеспечения промышлености электроэнергией в годы Великой Отечественной войны.
Из литературы о деятельности высшего партийно-государственного руководства СССР во главе с И.В. Сталиным в годы Великой Отечественной войны известно, что после образования ГКО его члены разделили между собой, да ещё и зафиксировав письменно, сферы постоянной деятельности. Электроэнергетика в числе этих сфер не упоминается. Вероятно, это обусловлено тем, что производство, передача и распределение электроэнергии являлись условием функционирования любого производственно-технологического комплекса, как военно-промышленного, так и гражданского. Хотя, например, в Германии министр вооружений Альберт Шпеер одновременно являлся министром энергетики, что особо подчёркивает значение данной отрасли для создания и функционирования технологических цепочек производства военной продукции, начиная от энергоёмких предприятий металлургии и «большой химии» и заканчивая сборочными процессами.
Большинство постановлений и распоряжений ГКО по вопросам электроэнергетики вышли за подписью члена ГКО, заместителя Председателя Совета народных комиссаров СССР, как правило, по представлению наркома электростанций СССР (НКЭС).
По нашим подсчётам, в период с июля 1941 по август 1945 года ГКО принял 308 решений, оформленных в виде постановлений и распоряжений, которые имеют непосредственное отношение к вопросам:
1. Демонтажа оборудования, эвакуации и реэвакуации электростанций – 7 решений.
2. Оказания помощи электростанциям в выдаче мощности, ликвидации последствий аварийных ситуаций, снабжении дополнительным оборудованием и запчастями, проведении плановых ремонтов, усилении охраны энергетических объектов – 53 решения.
3. Организации работы территориальных управлений Наркомата электростанций и электроэнергетических систем (Уралэнерго, Мосэнерго, Ленэнерго и др.) – 29 решений.
4. Обеспечения электростанций топливом (уголь, мазут, торф, дрова) и создания его запасов – 58 решений.
5. Надёжного электроснабжения предприятий военно-промышленного комплекса, экономии электроэнергии и топлива в промышленности и коммунальном хозяйстве – 40 решений.
6. Планирования выработки и распределения электрической и тепловой энергии электростанциями Наркомата электростанций СССР и ТЭЦ промышленных предприятий на календарный период – 21 решение.
7. Ввода новых мощностей действующих электростанций, строительства новых электростанций, восстановления энергетических объектов в освобождённых районах – 66 решений.
8. Использования передвижных (мобильных) электростанций – 9 решений.
9. Демонтажа, вывоза и установки в СССР трофейного энергетического оборудования – 25 решений.
В 1941–1942 гг. ГКО издал по вопросам электроэнергетики 30 постановлений и распоряжений, в 1943 году – 74, в 1944 году – 104, в 1945 году – 100. Во избежание двойного пересчёта отнесение решений к той или иной однородной группе проводилось только по одному критерию. Например, постановление № 8932с от 6 июня 1945 года о заказе в США оборудования для ДнепроГЭС было отнесено ко второй группе решений, т.е. оказания помощи электростанциям, хотя его можно также характеризовать с точки зрения восстановительного процесса и отнести к седьмой группе решений.
Из выделенных нами однородных групп решений особого внимания заслуживает комплекс производственно-технических вопросов, связанных с задачами повышения надёжности электроэнергетических систем и эффективности электропотребления предприятиями промышленности в условиях острого дефицита электроэнергии. В 1941–1942 гг. энергетика СССР потеряла 60 крупных электростанций суммарной мощностью 6 млн кВт, в т.ч. Днепровскую ГЭС. Производство электроэнергии в стране сократилось в два раза (с 48,3 млрд кВт/ч до 29,1 млрд кВт/ч), поэтому расходовать её приходилось крайне экономно – в пределах установленных для каждого наркомата, предприятия или учреждения лимитов (ограничений).
Установление лимитов электропотребления являлось исключительной прерогативой ГКО. На каждый квартал текущего хозяйственного года, иногда с помесячной коррекцией, ГКО утверждал общегосударственный план выработки электроэнергии с разбивкой плановых заданий по основным энергетическим системам.
Получив лимит электропотребления (квартальный или месячный), а от наркоматов – заявку на распределение его по предприятиям, районные энергетические управления заполняли особые бланки, называвшиеся «лимитными листками», и рассылали их по предприятиям и учреждениям.
Бланк содержал:
— лимиты месячного и суточного расхода электроэнергии;
— лимиты нагрузки и расхода электроэнергии на рабочий и выходной дни на каждый месяц и квартал;
— часы утреннего и вечернего максимума (лимит нагрузки);
— установленный выходной день.
В 1942–1943 гг. лимиты потреблявшейся мощности и электроэнергии пересматривались ГКО почти ежемесячно в зависимости от складывавшегося топливного баланса и изменявшихся производственных планов наркоматов.
Превышение лимитов «каралось» отключением потребителей от районных электросетей оперативно-диспетчерскими управлениями (ОДУ) электроэнергетических систем. Поскольку большинство распределительных сетей 0,4–10 кВ того времени проектировались по радиально-петлевому принципу, то отключение одного нарушителя зачастую приводило к вынужденному отключению потребителей по всей длине линии. Естественно, это вызывало жалобы и претензии потребителей на установленные лимиты.
18 января 1943 года ГКО по представлению НКЭС принял постановление № 2756 «О введении штрафов за перерасход электроэнергии на директоров предприятий и руководителей учреждений». Управляющие электроэнергетических систем получили право за превышение расхода электроэнергии против установленных лимитов «накладывать на директоров предприятий и руководителей учреждений штраф в размере 700 руб.»1.
Однако эта мера должного воздействия на нарушителей не произвела, например, Кировский завод Наркомата танковой промышленности при среднесуточном лимите расхода электроэнергии 1,03 млн кВт/ч в 1943 году систематически расходовал 1,15–1,2 млн кВт/ч в сутки2.
Имели место случаи «сговора» энергетиков с крупнейшими потребителями, когда руководители электроэнергетических систем без согласования с ГКО вносили изменения в «лимитные листки» отдельных предприятий и увеличивали для них суточный отпуск электроэнергии, в т.ч. за счёт её сверхплановой выработки. Для иллюстрации вышесказанного приведём выдержку из «Служебной записки Наркома электростанций тов. Жимерина Управляющему “Мосэнерго” тов. Мухитдинову» от 8 мая 1943 года:
«Указываю Вам на недисциплинированность в выполнении распоряжений НКЭС о даче объяснений самовольного изменения Вами лимитов отпуска электроэнергии, утверждённых ГКО на март месяц. Разъясняю Вам, что при наличии лимитов, утверждённых ГКО, районные управления или местные партийные и советские организации не имеют права самовольно, без указания ГКО, менять эти лимиты. Ваши объяснения, вместо признания собственной ошибки и обязательства не допускать её в дальнейшем, преследуют цель смазать эту ошибку и найти оправдывающие мотивы для Вашей недисциплинированности. Примите меры к недопущению в будущем подобных действий. Предупреждаю, что за повторение недисциплинированности Вы будете наказаны»3.
В период осенне-зимнего максимума нагрузки 1942/43 года частота электрического тока в сетях Главуралэнерго, Мосэнерго, Горэнерго, Ивэнерго, Ярэнерго, Удмуртского и Омского энергокомбинатов снизилась с нормативных 50 герц до предельно допустимого уровня 45-46 герц4.
Во II квартале 1943 года частота электрического тока в Уральской энергетической системе, производившей 32,5 проц. всей электроэнергии в стране, снизилась до аварийных 40-42 герц. И это едва не стало причиной непредсказуемого по своим последствиям «блэкаута» (авария в энергосистеме в тёмное время суток. – Прим. авт.) – как раз накануне гигантского сражения на Курской дуге. При работе с пониженной частотой на 13 электростанциях произошли поломки лопаток турбогенераторов. Электростанции встали на продолжительный ремонт. Народное хозяйство недополучило десятки млн кВт/ч электроэнергии.
17 августа 1943 года наркома электростанций Д.Г. Жимерина вызвали на доклад к Председателю ГКО И.В. Сталину. В опубликованных в 1985 году воспоминаниях Д.Г. Жимерин пишет, как, с трудом преодолев страх, он в простой и доступной форме объяснил Сталину, что «понижение частоты происходит из-за снижения числа оборотов турбин, а это связано с их перегрузкой».
«– А что нужно сделать? – последовал новый вопрос.
– Разгрузить турбины и уменьшить лимиты энергии потребителям.
– Вы что же, предлагаете остановить уральские заводы? – с раздражением спросил Сталин.
– Нет, товарищ Сталин, я этого не предлагаю. Но в расходовании электроэнергии на предприятиях имеются крупные недостатки...»
18 августа 1943 года в ЦК ВКП(б) на рабочее совещание к ГМ. Маленкову были вызваны все наркомы. «Мне, – пишет Жимерин, – было предложено коротко доложить обстановку, разъяснить, какие катастрофические последствия могут произойти, если не будет уменьшена нагрузка энергосистемы. <...> Возражений было больше, чем нужно, но здесь же было сформулировано постановление Государственного Комитета Обороны о снижении нагрузки, и наркомы завизировали его»5.
Наркомы согласились с тем, чтобы, как сказано в постановлении ГКО № 3944 «О мерах обеспечения нормальной частоты в энергосистемах», «считать работу энергетических систем и отдельных электростанций с пониженной частотой преступлением перед государством»6.
За переборы установленных лимитов, невыполнение диспетчерских графиков нагрузки и неподчинение диспетчерским распоряжениям по ограничению электропотребления на руководителей и главных энергетиков предприятий согласно постановлению № 3944 налагался штраф в размере до 1000 рублей7.
По данным Государственной инспекции по промышленной энергетике и энергонадзору при НКЭС, начиная с IV квартала 1943 года и до конца Великой Отечественной войны в энергосистемах страны не было зафиксировано ни одной аварии, причиной которой являлось бы превышение лимитов электропотребления и снижение частоты электрического тока8.
На упомянутом рабочем совещании у Г.М. Маленкова 18 августа 1943 года Д.Г. Жимерину также удалось согласовать с наркомами проект постановления ГКО, направленного на борьбу с расточительством электроэнергии в производственных процессах.
В пояснительной записке к Постановлению ГКО № 3945 от 18 августа 1943 года «О повышении коэффициента мощности (косинуса фи) промышленных предприятий» сообщалось, что за время, прошедшее с начала Великой Отечественной войны до декабря 1942 года, косинус фи (cos φ) промышленных предприятий СССР в среднем снизился с 0,875 до 0,811. В частности, это привело к непроизводственному расходу электроэнергии в электрических сетях в размере 320 млн кВт/ч и к пережогу на электростанциях как минимум 200 млн т условного топлива 9.
Повысить cos φ можно путём уменьшения (желательно до нуля) потребляемой из сети реактивной мощности. Но для этого необходимо было стимулировать энергетические службы предприятий и рабочих-станочников к тому, чтобы первые поддерживали в электросети баланс энергетической мощности за счёт установки компенсаторов реактивной мощности, а вторые – обеспечивали полную загрузку электродвигателей рабочих машин и своевременное их отключение.
Соответствующие мероприятия были изложены в «Положении о премировании рабочих и ИТР за повышение коэффициента мощности (косинус “фи”)».
В преамбуле положения – документа, являющегося неотъемлемой частью постановления ГКО № 3945, поясняется, что «премирование имеет своей целью экономию электроэнергии в электросетях, наиболее полное использование электрооборудования промышленных предприятий, повышение пропускной способности электросетей и наиболее полное использование мощностей электростанций»10.
В августе–сентябре 1943 года Наркомат электростанций разработал и утвердил шкалу скидок и надбавок к стоимости электроэнергии для промышленных потребителей и правила их применения. В то же время Наркомат электропромышленности приступил к восстановлению производства статических конденсаторов – устройств, предназначенных для компенсации в электросетях предприятий реактивной мощности.
Обкомы ВКП(б) и облисполкомы совместно с энергосистемами организовали социалистическое соревнование промышленных предприятий по экономии электроэнергии. Как сообщается в служебной записке Д.Г Жимерина в ЦК ВКП(б) на имя Г.М. Маленкова, за период октября–декабря 1943 года в социалистическое соревнование были вовлечены 1616 предприятий, потреблявших 88 проц. всей отпущенной промышленности электроэнергии11.
Посредством упорядочения технологии производства, улучшения режима работы электрических печей, увеличения скорости резания металла и т.д. указанные предприятия добились экономии электроэнергии в размере 138 млн кВт/ч, или 3 проц. от общего полезного отпуска.
По отдельным энергосистемам экономия электроэнергии за IV квартал 1943 года выразилась следующими показателями:
Мосэнерго – 38,4 млн кВт/ч (5,74 проц.);
Ленэнерго – 4,2 млн кВт/ч (5,2 проц.);
Азэнерго – 17,1 млн кВт/ч (5,9 проц.);
Горэнерго – 13,3 млн кВт/ч (3,24 проц.);
Молотовэнерго – 9,8 млн кВт/ч (3,3 проц.);
Челябэнерго – 15,6 млн кВт/ч12.
Таким образом, не будет преувеличением утверждать, что постановления ГКО от 18 августа 1943 года № 3944 и № 3945 сыграли исключительно важную роль в обеспечении надёжности электроснабжения предприятий оборонно-промышленного комплекса и повышении экономической эффективности их хозяйственной деятельности в переломный период Великой Отечественной войны.
Об авторе: Симонов Николай Сергеевич – ведущий инженер публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» – Магистральные энергетические сети Центра (ПАО «ФСК ЕЭС» МЭС Центра), доктор исторических наук.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 644. Оп. 2. Д. 127. Л. 90.
2 Там же. Д. 417. Л. 63.
3 Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 7964. Оп. 2. Д. 277. Л. 103.
4 Частота тока в электроэнергетической системе определяется скоростью вращения роторов генераторов и, следовательно, турбин. Стандартным значением частоты в нашей стране является 50 Гц. Частота тока в электроэнергетических системах, как правило, поддерживается автоматическими регуляторами и изменяется при нормальной эксплуатации в узких пределах. Мощность различных токоприёмников зависит от частоты неодинаково. Наиболее чувствительны к её отклонениям вращающиеся машины. Снижение частоты снижает скорость вращения асинхронных двигателей — приводов производственных механизмов, что приводит к возникновению технологического ущерба. При снижении частоты уменьшается сопротивление асинхронных двигателей и возрастает потребляемый ими ток, что вызывает дополнительный нагрев статора и ротора и, как следствие, сокращает срок службы двигателя за счёт ускоренного износа его изоляции при повышенной температуре.
5 Энергетики в Великой Отечественной войне: воспоминания старейших энергетиков: сборник статей / Сост. А.М. Марина, Д.Г. Котилевский, М.А. Золотайкина и др. М.: Энергоатомиздат, 1985. С. 18, 19.
6 РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 2. Д. 205. Л. 96.
7 Там же. Л. 97.
8 Там же. Д. 335. Л. 158—160. Государственная инспекция по промышленной энергетике и энергонадзору при НКЭС была создана постановлением ГКО № 5928 от 18 мая 1944 г. «Об экономии электроэнергии в промышленности».
9 Там же. Д. 205. Л. 102.
10 Там же. Л. 109.
11 РГАЭ. Ф. 7964. Оп. 2. Д. 838. Л. 73.
12 Там же.