Человеческие потери при добыче угля в 2015 году составили 1 человек на 20 миллионов тонн

3 Марта 2016

Человеческие потери при добыче угля в 2015 году составили 0,05 человека на 1 миллион тонн добытого угля. Это низкий показатель не только для России, но и для мировой практики. Об этом в интервью телеканалу «Россия 24» заявил глава Ростехнадзора Алексей Алёшин.

К примеру, в Китае аналогичный показатель составляет 0,25 человека на 1 миллион тонн угля.

По словам Алёшина, в настоящее время в стране зарегистрирована 101 шахта, из них 61 - работающая. В прошлом году ведомством было проведено 7666 проверок на шахтах, где было зафиксировано 55830 нарушений.

Причем глава ведомства уточнил, что все шахты являются объектами первого класса опасности. «Там установлен режим постоянного надзора. В отличие от объектов, на которые сотрудники Ростехнадзора приходят раз в год, раз в 3 года, то здесь наши инспекторы присутствуют ежедневно», - сказал Алёшин.

Он уточнил, что «в целом, если говорить о том, насколько у нас высока безопасность на шахтах, то мы должны вернуться к аварии на шахте «Распадская», после которой были ужесточены федеральные нормы и правила, регламентирующие безопасный порядок ведения работ. Сейчас проводятся мероприятия по дегазации угольных пластов, раньше этого не было. Если в 2007-2008 годах уровень извлечения метана не превышал 20%, то сейчас мы извлекаем около 80%».

Кроме того, ведомство ужесточило требования к правилам соблюдения безопасности на шахтах. В прошлом году 699 раз останавливали работу шахт на всей территории России по причинам опасности для жизни и здоровья людей. До аварии на «Распадской» этот показатель составлял 150 остановок.

По словам Алёшина, на шахте «Северная» ежедневно работал один закрепленный инспектор Ростехнадзора. Остальные сотрудники по мере необходимости при проведении проверочных мероприятий к нему присоединялись.

Поэтому, если говорить о показаниях некоторых шахтеров, что уровень метана был превышен задолго до катастрофы, то в проверочных журналах такой информации нет. Однако руководитель ведомства пообещал, что все горняки будут опрошены и выяснить, если превышение действительно имело место, то почему это не отражено в документах. Кроме того, будет проверена вся техника на шахте, чтобы воссоздать полную картину происшедшего.

«После аварии на «Распадской» система оплаты труда была изменена. Сейчас 70% от своей заработной платы шахтеры получают вне зависимости от выработки. Остальные 25% - это добавка к тому, что будет выплачено. В принципе система не такая уж сложная для того, чтобы соблюдать правила безопасности», - рассказал Алёшин. Поэтому, если есть какие-то сомнения в том, безопасно ли спускаться в шахту, то нужно обратиться к инспектору Ростехнадзора и необходимые меры будут приняты.

Известны случаи, когда на датчики в шахте специально оказывалось внешнее воздействие, однако, по словам главы службы, это делается, если уровень загазованности находится на грани. На шахте «Северной» все датчики показывали средний или ниже среднего уровень загазованности.  

Сегодня в России 19 шахт, схожих по технологии добычи с «Северной» и особо сложных с точки зрения высокого содержания метана.

Алёшин пояснил, что остановка всех работающих шахт компании «Северсталь» (владеет компанией «Воркутауголь», которой принадлежит шахта) не обсуждалась, поскольку все шахты и угольные пласты абсолютно индивидуальны, на них применяются различные технические решения. «Вариант остановки шахт «Северстали» мы не обсуждали. Но, я думаю, вопрос витает в воздухе», - сказал он.

Глава Ростехнадзора выразил надежду, что через два месяца появится более понятная картина того, что именно произошло на шахте «Северная».

С полной записью интервью можно ознакомиться в разделе «Обзор СМИ» RISKNEWS.