«Регуляторная гильотина» негативно сказалась на регулировании сварочных процессов

7 Декабря 2022

«Регуляторная гильотина» в вопросах аттестации сварочного производства на объектах Ростехнадзора, на сегодняшний день, не является логически завершенной. Часть отмененных документов была вновь восстановлена, однако их положения противоречат действующим современным нормативам. Кроме того, ведомством введен орган по аккредитации, не относящийся к национальной системе аккредитации. Об этом сообщили в Ассоциации сварщиков полимерных материалов (АСПМ). Ассоциация выступила против продления устаревших документов и предложила «изменить нормативно-правовые акты, регулирующие организацию и проведение сварочных работ на опасных производственных объектах с учетом требований международных договоров Российской Федерации и законодательства о техническом регулировании Евразийского экономического союза и Российской Федерации».

В Федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности «Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах», утвержденных в декабре 2020 года, содержатся ссылки на комплекс документов 1998-2003 годов по сварке, отмененных в рамках «регуляторной гильотины». Для урегулирования несостыковки, Ростехнадзор продлил срок действия этих устаревших документов до марта 2023 года и планирует продлить ещё до марта 2024 года. Это положение содержится в проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. № 2355». В АСПМ считают, что вновь восстановленные документы противоречат законодательству и нормативной базе Российской Федерации и препятствуют деятельности предприятий в условиях внешних санкций. 

С 2002 года закон «О техническом регулировании» запретил принуждать к добровольному подтверждению соответствия, в том числе в Системе аттестации сварочного производства (САСв) на объектах Ростехнадзора. Тем не менее, «юридические лица и индивидуальные предприниматели сталкиваются с навязыванием монопольно высокой цены за проверку готовности к выполнению сварочных работ, которую невозможно пройти без проведения аттестации персонала, сварочного оборудования и сварочных материалов, что создает дополнительные издержки для бизнеса и государственного бюджета и усугубляет ситуацию, возникшую вследствие санкционного давления со стороны недружественных иностранных государств»- говорится в письме АСПМ в адрес Рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере промышленной безопасности.  

С декабря 2012 года контроль за действием и участие в САСв со стороны Ростехнадзора было исключено приказом №588 от 17 октября 2012 года. Однако, приказ №398а от 09.06.2008 года вводит обязательные требования к аттестации персонала, оборудования, материалов и технологий сварки. В приложении к документу НАКС назначен органом по аккредитации в системе аттестации сварочного производства. Тем самым, Ростехнадзор ввел орган по аккредитации, который не относится к национальной системе аккредитации, что спорит с положениями Федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

«Особенно невозможно согласиться с продлением действия указанных устаревших документов относительно полимерных технологий и материалов, в связи со значительным несоответствием этих требований действующим современным отечественным и международным (ИСО) нормативам, что не только приводит к неправильной оценке качества сварных соединений, отбраковкой годных соединений и тем самым к неоправданным дополнительным затратам предприятий. Такой подход дискредитирует полимеры, делает их менее привлекательными по сравнению с материалами, соединения которых проводятся механическим способами - без сварки, провоцирует отказ строительных организаций от использования инновационных полимерных материалов, препятствует развитию сварочных полимерных технологий, в том числе их регистрации в электронном виде», - отмечается в письме АСПМ.