Счетная палата: «РусГидро» не выполняет сроки строительства объектов ТЭК Сибири и Дальнего Востока

4 Октября 2017

Счетная палата рассмотрела результаты проверки использования бюджетных средств в 2016 году, направленных на реализацию проектов электроэнергетики, а также результаты строительства ПАО «РусГидро» энергообъектов топливно-энергетического комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока.

По словам аудитора Валерия Богомолова, 50 миллиардов рублей федеральных средств, предоставленные в 2012 года «РусГидро», были направлены на строительство объектов электроэнергетики в соответствии с указом президента. Однако ни один из объектов в первоначальные сроки построен не был.

Так, сроки ввода в эксплуатацию Благовещенской ТЭЦ и Якутской ГРЭС-2 были изменены с 2015 года на 2016 год, Сахалинской ГРЭС-2 и ТЭЦ в г. Советская Гавань – с 2016 года на 2017 год. При этом скорректированные сроки также не выполнялись. Ввод в эксплуатацию I этапа Благовещенской ТЭЦ был произведен в январе 2016 года с превышением на 31 календарный день. Завершение строительства Якутской ГРЭС-2 планируется в текущем году с превышением сроков на год. Ввод в эксплуатацию Сахалинской ГРЭС-2 планируется в 2018 году с превышением более полугода, а ТЭЦ в г. Советская Гавань – в 2019 году с превышением около двух лет.

По оценкам Счетной палаты, к такому итогу привел ряд нарушений и недостатков, допущенных в ходе реализации инвестиционных проектов. Так, взнос в уставный капитал ПАО «РусГидро» был произведен Минэнерго России в отсутствие проектно-сметной документации по всем объектам.

В ходе реализации проектов утвержденная проектно-сметная документация из-за некачественной разработки потребовала корректировки, подлежащей государственной экспертизе. Всего в ходе разработки и последующей корректировки проектно-сметной документации общая сметная стоимость строительства объектов увеличилась с 63,4 миллиарда рублей до 92,6 миллиарда рублей или на 46%. Кроме того, сейчас производится корректировка проектно-сметной документации по ТЭЦ в г. Советская Гавань и сметной части проектной документации по Сахалинской ГРЭС-2. Это может привести к дальнейшему увеличению стоимости указанных объектов.

По состоянию на 1 июля 2017 года финансирование объектов из всех источников составило 58,2 миллиарда рублей. Финансирование строительства осуществлялось за счет средств, источником образования которых являются бюджетные инвестиции, предоставленные ПАО «РусГидро» в 2012 году в соответствии с указом президента. Привлечение средств на строительство указанных объектов из иных источников «РусГидро» не осуществлялось.

Для повышения эффективности строительства «РусГидро» в 2016 году вместо «РАО ЭС Востока» назначило новую управляющую компанию – АО «УК «ГидроОГК». Однако в первом полугодии 2017 года сокращения сроков строительства объектов не произошло. В частности, прогнозный срок завершения опробования пускового комплекса Сахалинской ГРЭС-2 в период с февраля по июнь 2017 года увеличился на 24 дня, ТЭЦ в г. Советская Гавань - на 390 дней.

Из-за несоблюдения генеральным подрядчиком ОАО «ГлобалЭлектроСервис» сроков строительства ТЭЦ в г. Советская Гавань, установленных договором генерального подряда, значительная часть оборудования и материалов хранится на открытой площадке. Под воздействием окружающей среды оборудование подвергается коррозии, в результате чего ухудшается его качественное состояние. При этом сроки гарантии на полученное у производителей оборудование общей стоимостью 2,6 миллиарда рублей заканчиваются до планируемого срока ввода объекта в эксплуатацию.

Несмотря на то, что в соответствии с договором ввод Сахалинской ГРЭС-2 планируется в 2017 году, ОАО «РЖД» не начало строительство подъездной железной дороги к ней. Не выполнены мероприятия по присоединению Якутской ГРЭС-2 к сетям Якутска. Не разработаны меры по обеспечению полной загрузки мощностей по выработке электроэнергии ТЭЦ в г. Советская Гавань, которая превышает на 30% максимальную потребляемую мощность в данном регионе.

Счетная палата пришла к выводу о недостаточности принимаемых «РусГидро» и Минэнерго мер по осуществлению контроля за реализацией проектов.